При нарушении прав, потребителю необходимо немедленно обратиться с (устной или письменной) претензией к должностному лицу предприятия. Таким лицом может быть заведующий секцией, отделом, директор магазина, заведующий ремонтной мастерской или другое ответственное лицо. Зачастую, этого бывает достаточно для восстановления прав потребителя.
Если потребителем приобретен некачественный товар, не отвечающий стандартам, или его эксплуатация по каким-либо причинам невозможна, то потребитель имеет право возвратить этот товар по месту его покупки или изготовления, предъявив документы по факту покупки товара и потребовав замены товара надлежащего качества, безвозмездного устранения недостатков, расторжения договора с возмещением убытков. Законные требования потребителя, бесспорно, подлежат удовлетворению.
В случае отказа продавца (исполнителя, изготовителя) по устному требованию потребителя удовлетворить его права, необходимо написать претензионное письмо. Письмо излагает суть претензии, указываются факты и требования потребителя по защите его прав в установленном законодательством порядке. Письмо должно содержать требование добровольного удовлетворения прав потребителя. В противном случае потребитель оставляет за собой право обращаться в соответствующие органы, а также в суд и требовать, кроме защиты его нарушенных прав, возмещения материального и морального ущерба.
За защитой потребитель имеет право обратиться в Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции (Госкомдемонополизации) или его территориальные органы, которые осуществляют государственный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, другие специально уполномоченные органы по защите прав потребителей, местные органы власти (хокимияты) или непосредственно в суд.
Кроме того, действует система общественной защиты прав потребителей — Федерация обществ защиты прав потребителей республики, общества защиты прав потребителей в областях, районах и г. Ташкенте.
Защита потребителей по вопросам безопасности продукции, процессов работы и услуг для жизни, здоровья и имущества населения, окружающей среды, ресурсосбережения или стандартизации, кроме антимонопольного органа, осуществляется специально уполномоченными государственными органами: Узстандарт, Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы, другими органами государственного управления, осуществляющих в пределах своей компетенции контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей.
Потребитель вправе обратиться непосредственно в судебные органы, в случае нарушения его прав и для возмещения морального и/или материального ущерба, которые определяются судом. Иски предъявляются по месту нахождения ответчика, потребителя или по месту причинения ущерба. При этом потребители, согласно существующему законодательству, освобождаются от уплаты госпошлины.